16.04.2024
Монашеский постриг
«О нового звания! О дара тайны! Второе крещение приемлеши днесь, брате, богатством Человеколюбца даров, и от грехов твоих очищаешися».
16 апреля 2024 г., по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, в Покровском храме Данилова монастыря епископ Солнечногорский Алексий совершил монашеский постриг послушника Свято-Преображенского скита с наречением имени Парфений в честь священномученика Парфения (Брянских),
Господи Боже наш, достойных Тебе быти узаконивый, житейская вся оставльших, и сродники и други, и последовавших Тебе: приими и раба Твоего сего, отвергшагося всех сих, по святым Твоим заповедем, и настави его на истину Твою, припадающаго Ти неуклонно: огради его силою Святаго Твоего Духа, во еже не мощи действовати над ним всякой сопротивней козни, терпение ему даруя ко благоугождению Твоему выну, молитвами Пречистыя Владычицы нашея Богородицы и всех святых, от века Тебе благоугодивших.
Братиям же рекшим: Аминь.
Из поучений преп. Филарета Глинского к новопостриженным монахам:
Обряд пострига надобно понимать духовно:
…Познаем, братие, тайны силу. Какую силу? Благодать Святого Духа, данную тебе при постриге. Отныне, возлюбленный брат, ты принял усыновление от Господа и причислен к избранному воинству Христову. Поэтому тебе следует усилить подвиги, иметь доброе око ума и при воротах сердца поставить крепкую стражу – память смертную с сокрушением сердца, смирение с мечом духовным, т. е., с молитвою Иисусовою. За это воинствование ты будешь спрошен Царем Небесным: верен ли был в исполнении воли Его, все ли делал ради любви к Нему, со страхом ли Божиим и ради ли прославления имени Его Святого?
О совести и страхе Божием:
…Страхом Господним уклоняется всяк от зла, – говорит приточник (Притч. 15:27). Так же и пророк Давид пишет: Бойтеся Господа вси Святии Его (Пс. 33:10), и в другом месте: Работайте Господеви со страхом, и радуйтеся Ему с трепетом (Пс. 2:11). Это относится и к новоначальным и к совершенным: к первым, да приближаются к Богу страхом; вторые, да не отпадут от благодати и любви Божией, да не лишатся духовного утешения, почему и сказано: и «радуйтеся» и «трепещите», иначе враг сделает тайную засаду: у невнимательных похитит имеемое, у внимательных произведет смущение и посмеется над многими. Вот почему нам необходимо уклоняться от зла.
О трезвении и молитве:
«…Мы же, зная все из Божественного Писания, если желаем искренно порадеть о деле Божием, прежде всего и насколько возможно удалимся суеты сего мира, постараемся исторгнуть страсти, соблюдая сердце свое от лукавых помыслов и во всем исполняя заповеди Божии. Чтобы блюсти сердце, нужно всегда иметь молитву. Это первая степень иноческого возраста, и иначе нельзя умалить страстей», – сказал Симеон Новый Богослов, как и прочие святые отцы учат.
О пребывании с Богом:
…Если же кто прилепится умом своим к Богу нашему и Владыке, то, верен Бог, Сам Спаситель всех избавит такую душу от всякого пленения, как говорит пророк: Предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мне есть, да не подвижуся (Пс. 15:8). Что же сладостнее, как иметь себя одесную Господа, покрывающего, ограждающего и не дающего подвигнуться? Но сподобиться сего от нас зависит.
О непрестанной молитве Иисусовой и трезвении ума:
…В нынешнее время многие, оставив это Божественное речение (молитву Иисусову), хотят приблизиться к Богу одними внешними трудами и подвигами без умного внимания и молитвы. Такие, думаю, не знают (или забывают), что им при постриге, когда дан в руки меч духовный (вервица или четки), заповедано в уме, сердце и в устах непрестанно произносить: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного».
Что должно исполнять монаху?
…Монаху, как сыну, должно от всего сердца и всем помышлением любить Бога; как рабу – благоговеть пред Ним и повиноваться Ему, со страхом и трепетом исполнять Его заповеди, каждодневно производя над собою суд относительно помыслов и дел (и затем) недостающее восполнять, а соделанным добрым не возноситься, называя себя рабом неключимым, должного не исполнившим, как следует; обо всем Бога Всесвятого благодарить и Ему приписывать все (сделанное) исправно в своей жизни; ничего не делать по тщеславию или человекоугодию, но все делать тайно, и от единого Бога ожидать похвалы.
…Мужественная (бдящая над собой) душа во всей своей жизни имеет два горящих светильника: делательное и боговидное и ими совершает все потребное для спасения; немужественная же душа (слабая), более изнемогает, предаваясь земным наслаждениям. Зная это, будем бояться Бога и заповеди Его хранить, да будем совершении и ни в чем же лишени из добродетелей (Иак. 1:4), имея смиренное мудрование (помышление) и сокрушенное сердце, во всякое время омывая лице свое слезами и непрестанно вознося Господу молитву Арсения Великого: «Боже мой! Не остави мене: ничего не сделал я пред Тобою доброго, но дай мне, по благости Твоей, положить тому начало!» Ибо все спасение наше в благоутробии и человеколюбии Бога. Ему же да будет слава во веки. Аминь!
* * *