12.06.2024
Отдание Пасхи.
Из поучений преп. Феодора Студита:
«Братия и отцы. Пасха прошла и праздник окончился; но радование или празднование, если хотите, не прошло, ибо нам возможно всегда радоваться и праздновать духовно, согласно сказанному: радуйтеся всегда о Господе, и паки реку: радуйтеся (Флп.4:4). Каким же образом это будет? Если только всегда будем иметь живое воспоминание о страданиях Спасителя нашего Христа, именно, что Господь славы за нас распят и погребен и в третий день восстал, совоскресив и оживотворив и нас вместе с Собою, да мы живущии не ктому себе живем, но умершему за нас и воскресшему (2Кор.5:15), так, чтобы мы могли дерзновенно сказать с апостолом: живу же не ктому аз, но живет во мне Христос. А еже ныне живу во плоти, верою живу Сына Божия, возлюбившаго мене и предавшаго Себе по мне (Гал.2:20).
Вывод из этой тайны тот, что [надлежит] быть мертвыми для мира, но живыми для Бога. Чтобы спастись, должно избегать беспечности. И вследствие этого мы должны после Пасхи трудиться и бодрствовать, молиться и сокрушаться, плакать и просвещаться, всегда мертвость Господа Иисуса в теле носить (2Кор.4:10), каждый день умирать (ср. 1Кор.15:31) произволением, всегда разлучаться от тела и отходить ко Господу (2Кор.5:8) чрез удаление от мудрований плоти. Не говори: «Я давно уже подвизаюсь в подвигах, и мне необходимо успокоение». Здесь нет успокоения. Не говори: «Я состарился в добродетели и не боюсь». Темже мняйся стояти, да блюдется, да не падет (1Кор.10:12), и тот, кто думает, что он охранен, пусть смотрит, чтобы не оказался без охраны. Поэтому да будет у нас всегда и охрана, и внимание, и мера и во сне, и в пище, и в питье, и во всем прочем, чтобы тело подавлялось и порабощалось, чтобы оно, как молодая лошадь, резвясь и закусив удила, не толкнуло нас в пучину греха».
Вывод из этой тайны тот, что [надлежит] быть мертвыми для мира, но живыми для Бога. Чтобы спастись, должно избегать беспечности. И вследствие этого мы должны после Пасхи трудиться и бодрствовать, молиться и сокрушаться, плакать и просвещаться, всегда мертвость Господа Иисуса в теле носить (2Кор.4:10), каждый день умирать (ср. 1Кор.15:31) произволением, всегда разлучаться от тела и отходить ко Господу (2Кор.5:8) чрез удаление от мудрований плоти. Не говори: «Я давно уже подвизаюсь в подвигах, и мне необходимо успокоение». Здесь нет успокоения. Не говори: «Я состарился в добродетели и не боюсь». Темже мняйся стояти, да блюдется, да не падет (1Кор.10:12), и тот, кто думает, что он охранен, пусть смотрит, чтобы не оказался без охраны. Поэтому да будет у нас всегда и охрана, и внимание, и мера и во сне, и в пище, и в питье, и во всем прочем, чтобы тело подавлялось и порабощалось, чтобы оно, как молодая лошадь, резвясь и закусив удила, не толкнуло нас в пучину греха».