Память святых Петра и Павла
Память святых славных первоверховных апостолов Петра и Павла
Из проповеди свт. Иоанна Шанхайского и Сан-Франциского:
Один за другим в течение одной седмицы празднуются два великих праздника: Рождество св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня и [память] святых первоверховных апостолов Петра и Павла. То не просто дни памяти великих угодников Божиих, не только праздники в честь их. Те два дня Церковью почитаются как великие праздники, стоят в ряду с великими Господскими и Богородичными, так называемыми двунадесятыми, и установились прежде, чем некоторые из них. С первых времен христианства существуют они как праздники Божия промышления о спасении рода человеческого.
…С рождеством св. Иоанна Предтечи начинает исполняться обещание, данное прародителям еще в раю, о пришествии Мессии, начинают исполняться напоминания Богом о том обещании через прообразы и пророков. О самом Предтече ясно уже провозвещали св. пророки Исаия и Малахия, словами которого начинает св. Марк свое Евангелие. Пророчеством об Иоанне заканчиваются ветхозаветные пророческие книги, с него начинается новозаветное Евангелие. Его Рождество сияет, как утренняя звезда перед восходом Солнца Правды; празднуя Рождество Предтечи, мы празднуем Рождество Христово.
…Событие, празднуемое в день святых Петра и Павла, их мученическая кончина, не упоминается прямо в Евангелии, но тесно связано с ним, являясь как бы его послесловием.
…То, что сказал Христос Петру, и исполнилось в день его кончины. И «поясали» его, и «повели» куда он не хотел (см.: Ин. 21, 18). …Распят был, по его просьбе, вниз головою, так как считал себя недостойным умереть, как его Учитель, от Которого он отрекался. В один день с ним окончил свою земную жизнь апостол Павел, которому отсечена была голова. Павел, желавший разрешиться и быть со Христом (Флп. 1, 23), также защищался от опасности смерти, пока не настало ее время. День их земной кончины есть исполнение пророчества Христова, относящегося к ним, и начало исполнения предуказаний Христовых о будущем Церкви и всего мира. Заканчиваются Евангелия и Деяния апостолов, и начинается история Церкви, основанной Христом и укрепленной Сошествием Святого Духа.
...Но событие, вызвавшее установление праздника святых первоверховных апостолов, их мученическая кончина, причинило глубокую скорбь их ученикам и всем узнавшим о ней христианам. Горько оплакивали они своих учителей. Однако, когда острая боль о понесенной утрате прошла и смогли они осознать совершившееся, скорбь стала сменяться радостью. Ведь что произошло с апостолами? Они почили от трудов своих и отошли к Возлюбленному Учителю, чтобы получить венец правды, который уготовал Господь возлюбившим Его. День земной кончины их был для них днем их небесного Рождения. Родились они в тот день на небе, чтобы вечно наслаждаться лицезрением славы Пресвятой Троицы. Стала праздновать и торжествовать в тот день Церковь Христова земная, а с нею и небесная, день их небесного Рождения. Так и назывались в древности дни памяти мучеников – «днем Рождения».
Начало евангельских событий есть Рождество Иоанна для земной жизни. Отмечается и празднуется также завершение ее, Усекновение главы его. Послесловием к ним является день небесного Рождения святых апостолов Петра и Павла, празднуя который, мы исповедуем веру в жизнь будущего века. Рождество земное празднуем только Христа, Пресвятой Богородицы и Иоанна Предтечи, величайшего из рожденных женами, рождение которого предвозвещало Рождество на земле Самого Сына Божия. Рождество же небесное отмечает Церковь всех тех, кто вошел уже в Небесное Царствие, где возле Царя Славы Христа Его Пречистая Матерь и Его Предтеча, Друг «Жениха Церковного», окруженные апостолами, даже названными друзьями Христом на Тайной Вечере. Ныне наслаждаются они небесной пищею, которой удостоятся слышащие и следующие их зову: Покайтеся, приближи бо ся Царствие Небесное (Мф. 3, 2).
Один за другим в течение одной седмицы празднуются два великих праздника: Рождество св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня и [память] святых первоверховных апостолов Петра и Павла. То не просто дни памяти великих угодников Божиих, не только праздники в честь их. Те два дня Церковью почитаются как великие праздники, стоят в ряду с великими Господскими и Богородичными, так называемыми двунадесятыми, и установились прежде, чем некоторые из них. С первых времен христианства существуют они как праздники Божия промышления о спасении рода человеческого.
…С рождеством св. Иоанна Предтечи начинает исполняться обещание, данное прародителям еще в раю, о пришествии Мессии, начинают исполняться напоминания Богом о том обещании через прообразы и пророков. О самом Предтече ясно уже провозвещали св. пророки Исаия и Малахия, словами которого начинает св. Марк свое Евангелие. Пророчеством об Иоанне заканчиваются ветхозаветные пророческие книги, с него начинается новозаветное Евангелие. Его Рождество сияет, как утренняя звезда перед восходом Солнца Правды; празднуя Рождество Предтечи, мы празднуем Рождество Христово.
…Событие, празднуемое в день святых Петра и Павла, их мученическая кончина, не упоминается прямо в Евангелии, но тесно связано с ним, являясь как бы его послесловием.
…То, что сказал Христос Петру, и исполнилось в день его кончины. И «поясали» его, и «повели» куда он не хотел (см.: Ин. 21, 18). …Распят был, по его просьбе, вниз головою, так как считал себя недостойным умереть, как его Учитель, от Которого он отрекался. В один день с ним окончил свою земную жизнь апостол Павел, которому отсечена была голова. Павел, желавший разрешиться и быть со Христом (Флп. 1, 23), также защищался от опасности смерти, пока не настало ее время. День их земной кончины есть исполнение пророчества Христова, относящегося к ним, и начало исполнения предуказаний Христовых о будущем Церкви и всего мира. Заканчиваются Евангелия и Деяния апостолов, и начинается история Церкви, основанной Христом и укрепленной Сошествием Святого Духа.
...Но событие, вызвавшее установление праздника святых первоверховных апостолов, их мученическая кончина, причинило глубокую скорбь их ученикам и всем узнавшим о ней христианам. Горько оплакивали они своих учителей. Однако, когда острая боль о понесенной утрате прошла и смогли они осознать совершившееся, скорбь стала сменяться радостью. Ведь что произошло с апостолами? Они почили от трудов своих и отошли к Возлюбленному Учителю, чтобы получить венец правды, который уготовал Господь возлюбившим Его. День земной кончины их был для них днем их небесного Рождения. Родились они в тот день на небе, чтобы вечно наслаждаться лицезрением славы Пресвятой Троицы. Стала праздновать и торжествовать в тот день Церковь Христова земная, а с нею и небесная, день их небесного Рождения. Так и назывались в древности дни памяти мучеников – «днем Рождения».
Начало евангельских событий есть Рождество Иоанна для земной жизни. Отмечается и празднуется также завершение ее, Усекновение главы его. Послесловием к ним является день небесного Рождения святых апостолов Петра и Павла, празднуя который, мы исповедуем веру в жизнь будущего века. Рождество земное празднуем только Христа, Пресвятой Богородицы и Иоанна Предтечи, величайшего из рожденных женами, рождение которого предвозвещало Рождество на земле Самого Сына Божия. Рождество же небесное отмечает Церковь всех тех, кто вошел уже в Небесное Царствие, где возле Царя Славы Христа Его Пречистая Матерь и Его Предтеча, Друг «Жениха Церковного», окруженные апостолами, даже названными друзьями Христом на Тайной Вечере. Ныне наслаждаются они небесной пищею, которой удостоятся слышащие и следующие их зову: Покайтеся, приближи бо ся Царствие Небесное (Мф. 3, 2).