31.03.2024
Свт. Григорий Палама
2-я неделя Великого Поста
Свт. Григорий Палама был не только великим богословом, не только проповедником молитвы, но был прежде всего опытным делателем и созерцателем Божественной благодати. Современники свидетельствуют, что свт. Григорий чаще всего повторял молитву: «Господи, просвети тьму мою» (это древняя традиция творить не только Иисусову молитву, но и молитвенно повторять небольшие слова из Священного Писания, например: Пс.17:29 "Ты возжжешь светильник мой, Господи, Боже мой, Ты просветишь тьму мою"). В богословии свт. Григорий почитается как защитник учения о Божественных энергиях, апологет возможности человека через аскетическое очищение ума и сердца становится созерцателем нетварного света.
Также в богослужении второй недели Великого поста есть мотивы евангельской притчи о блудном сыне, бывшей основной темой этого дня святой Четыредесятницы в древнейшее время. В Постной Триоди свидетельством этого является канон на утрене и самогласная стихира, которые напоминают нам этот евангельский сюжет, которые поставляют нас от имени «расточивших свое имение» страстями и грехами, как блудный сын взывать ко Господу о помиловании.
У свт. Григория Паламы есть беседа (омилия) на притчу Господню о спасенном блудном сыне. Из этой беседы было бы интересно взять несколько отрывков, помогающих более полно раскрыть паламитское богословие об истинной молитве и покаянном очищении сердца:
«…Итак, "у некоторого человека было два сына"; так различие нрава разделило на двое единое естество; как и различие между добродетелью и греховностью множество разбило на две группы. "Приступив же, юнейший рече отцу" – действительно "юнейший" (т.е. несерьезный, незрелый), потому что он представил требование юношеское и полное безрассудства; так и грех, замышляемый кем-либо, рождая отступление от Бога, является более новым по происхождению и более поздним рождением злого нашего произволения; а добродетель – первородна, от вечности сущая в Боге. ...Младший сын сказал отцу: "Даждь ми достойную часть имения" (Лк.15:12). Вот какое безрассудство: не припал коленопреклоненно, не попросил, но просто "сказал", и не только это, но как бы долг требует от Того, Который всем туне дает.
Прежде всего наше имение и богатство это – врожденный наш ум. До тех пор, пока мы держимся спасительного пути, мы имеем его сосредоточенным в отношении самого себя и в отношении Первого и Высочайшего Ума – Бога; когда же откроем двери страстям, тогда немедленно он расточается, блуждая вокруг плотских и земных вещей, вокруг многовидных услаждений и связанных с ними страстных помыслов. Его богатство это – здравый смысл, который до тех пор пребывает в нем и проводит различие между добром и злом, доколе он сам пребывает в заповедях и единении с Богом, повинуясь Высочайшему Отцу.
Видишь ли: каким образом он расточил и погубил свое имение? "Изжившу ему все (юнейший сын) начат лишатися" (Лк.15:14). Он стал голодать, но еще не обратил взор к обращению, потому что он был распутным. Посему-то: "И шед прилепися единому от житель тоя страны: и посла его на села своя пасти свиния" (Лк.15:15).
Тогда-то только, придя в себя и поняв в какое бедственное положение он попал, этот отколовшийся от своего Отца сын оплакал себя, говоря: "Колико наемником Отца моего избывают хлебы, аз же гладом гиблю" (Лк. 15:17). Кто эти наемники? – Это те, которые за слезы покаяния и за смирение получают как бы некую плату – спасение. Сыновья же это – те, которые по любви к Нему подчиняются Его заповедям; как и говорит Господь: "Кто любит Мя, Слово Мое соблюдет" (Ин.14:23).
Поэтому-то и Отец щедрот, сойдя, вышел ему навстречу и, обняв, целовал, и приказал слугам, т.е. священникам, одеть его в первичную торжественную одежду, т.е. сыновнее достоинство, в которое он был облечен ранее чрез святое крещение; и дать перстень на руку его, т.е. на деятельность души, деятельность, которая представляется в образе руки, наложить печать созерцательной добродетели, залог будущего наследия; также и обувь приказывает дать на ноги его, – Божественное охранение и твердость, дающие ему силу наступать на змей и скорпионов и на всякую силу вражию.
Затем велит привести откормленного теленка и заколоть его и предложить в пищу. Этот Телец – Сам Господь, Который выходит из сокровенности Божества и от находящегося превыше всего престола, и как Человек, явившись на земле, как Телец закалается за нас грешных, и как насыщенный Хлеб предлагается нам в пищу. К тому же Бог устраивает общую радость и пиршество со Святыми Своими, по крайнему человеколюбию воспринимая свойственное нам и говоря: "приидите, ядше, возвеселимся" (Лк.15:23)».
Также в богослужении второй недели Великого поста есть мотивы евангельской притчи о блудном сыне, бывшей основной темой этого дня святой Четыредесятницы в древнейшее время. В Постной Триоди свидетельством этого является канон на утрене и самогласная стихира, которые напоминают нам этот евангельский сюжет, которые поставляют нас от имени «расточивших свое имение» страстями и грехами, как блудный сын взывать ко Господу о помиловании.
У свт. Григория Паламы есть беседа (омилия) на притчу Господню о спасенном блудном сыне. Из этой беседы было бы интересно взять несколько отрывков, помогающих более полно раскрыть паламитское богословие об истинной молитве и покаянном очищении сердца:
«…Итак, "у некоторого человека было два сына"; так различие нрава разделило на двое единое естество; как и различие между добродетелью и греховностью множество разбило на две группы. "Приступив же, юнейший рече отцу" – действительно "юнейший" (т.е. несерьезный, незрелый), потому что он представил требование юношеское и полное безрассудства; так и грех, замышляемый кем-либо, рождая отступление от Бога, является более новым по происхождению и более поздним рождением злого нашего произволения; а добродетель – первородна, от вечности сущая в Боге. ...Младший сын сказал отцу: "Даждь ми достойную часть имения" (Лк.15:12). Вот какое безрассудство: не припал коленопреклоненно, не попросил, но просто "сказал", и не только это, но как бы долг требует от Того, Который всем туне дает.
Прежде всего наше имение и богатство это – врожденный наш ум. До тех пор, пока мы держимся спасительного пути, мы имеем его сосредоточенным в отношении самого себя и в отношении Первого и Высочайшего Ума – Бога; когда же откроем двери страстям, тогда немедленно он расточается, блуждая вокруг плотских и земных вещей, вокруг многовидных услаждений и связанных с ними страстных помыслов. Его богатство это – здравый смысл, который до тех пор пребывает в нем и проводит различие между добром и злом, доколе он сам пребывает в заповедях и единении с Богом, повинуясь Высочайшему Отцу.
Видишь ли: каким образом он расточил и погубил свое имение? "Изжившу ему все (юнейший сын) начат лишатися" (Лк.15:14). Он стал голодать, но еще не обратил взор к обращению, потому что он был распутным. Посему-то: "И шед прилепися единому от житель тоя страны: и посла его на села своя пасти свиния" (Лк.15:15).
Тогда-то только, придя в себя и поняв в какое бедственное положение он попал, этот отколовшийся от своего Отца сын оплакал себя, говоря: "Колико наемником Отца моего избывают хлебы, аз же гладом гиблю" (Лк. 15:17). Кто эти наемники? – Это те, которые за слезы покаяния и за смирение получают как бы некую плату – спасение. Сыновья же это – те, которые по любви к Нему подчиняются Его заповедям; как и говорит Господь: "Кто любит Мя, Слово Мое соблюдет" (Ин.14:23).
Поэтому-то и Отец щедрот, сойдя, вышел ему навстречу и, обняв, целовал, и приказал слугам, т.е. священникам, одеть его в первичную торжественную одежду, т.е. сыновнее достоинство, в которое он был облечен ранее чрез святое крещение; и дать перстень на руку его, т.е. на деятельность души, деятельность, которая представляется в образе руки, наложить печать созерцательной добродетели, залог будущего наследия; также и обувь приказывает дать на ноги его, – Божественное охранение и твердость, дающие ему силу наступать на змей и скорпионов и на всякую силу вражию.
Затем велит привести откормленного теленка и заколоть его и предложить в пищу. Этот Телец – Сам Господь, Который выходит из сокровенности Божества и от находящегося превыше всего престола, и как Человек, явившись на земле, как Телец закалается за нас грешных, и как насыщенный Хлеб предлагается нам в пищу. К тому же Бог устраивает общую радость и пиршество со Святыми Своими, по крайнему человеколюбию воспринимая свойственное нам и говоря: "приидите, ядше, возвеселимся" (Лк.15:23)».